Характеристика первичного рынка ценных бумаг
Непосредственно после эмиссии все ценные бумаги компаний попадают на первичный рынок, сокращённо ПРЦБ. Там их приобретают различные покупатели, для удержания или перепродажи. Поскольку инвесторы работают на постоянное увеличение своего капитала, все активы в конце поступают на вторичные платформы для торговли. Здесь важна последовательность — первичный рынок ЦБ подчинён выпуску и первоначальному размещению.
Суть понятия
На первичном маркете бумаг продаются все виды и формы акций, облигаций, сертификатов, векселей и прочих финансовых инструментов, которые были только что выпущены и передаются самым первым покупателям. Размещение товара может осуществляться через фондовую биржу или другим способом. Например, посредством прямого предложения ограниченному кругу лиц. Правительство, представители частного бизнеса, используют возможность получить наличные инвестсредства на открытие и развитие бизнеса. А также получают право реализовать эмитированные активы на классической бирже, то есть, первичном рынке.
Процедура выпуска и размещения на продажу новых бумаг именуется эмиссией. Инициаторы процедуры — эмитентами. Приобретатели активов — инвесторы. Одно лицо, в качестве профучастника рынка может являться как продавцом, так и покупателем.
Стоит понимать, что первичный рынок ЦБ — это не какое-то определённое место или организация, а абстрактная система, по правилам которой происходит вся совокупность правовых взаимоотношений, возникающих между сторонами при купле-продаже ЦБ. Правоотношения представляют собой не только договорные отношения между эмитентами и вкладчиками, но и регистрацию новых выпусков бумаг, проверку их госорганами, определение проспекта и его последующую публикацию.
Дополнительно, немаловажным аспектом первичного рынка ЦБ служит полнота и точность информации, предоставляемой инвестором. Это помогает возможным покупателям лучше оценить выгоду, сделав выбор в пользу того или иного актива.
На первичном маркете ЦБ ежедневно публикуется множество новых предложений от сотен компаний со всех стран мира, потому можно сказать, что он существует в распределённой форме. Как и на любом другом рынке, цена на его товары складывается исходя из спроса и предложения. Первичный спрос предоставляют инвесторы, желающие преумножить свой капитал в долгосрочной перспективе, а предложение — компании и государственные организации, которым своего дохода не хватает для финансирования производственного процесса или воплощения каких-то проектов.
История развития
Впервые нечто близкое к современному первичному рынку ЦБ возникло к концу средневековья. Правил капитализм, товарно-денежные отношения становились неотъемлемой частью жизни, развивалась юридическая культура, фондовые активы становились всё распространённые. Всё это породило необходимость рынка, который сперва стихийно возник, затем сформировался.
В России первичный рынок для бумаг возник к концу XVII — началу XVIII века. В основном в его рамках происходил оборот государственных бумаг — предприятия и частные лица почти не участвовали в процессе. Полноценный первичный рынок начал развиваться только к началу XIX столетия, когда произошла денежная реформа.
Связь со вторичным рынком
Основная характеристика первичного рынка ЦБ в том, что на нём проводятся операции с новыми, ещё нигде не задействованными фондовыми активами. Приобретатель вправе держать бумаги для получения дивидендов, но гораздо чаще они неоднократно перепродаются для получения быстрой спекулятивной прибыли. Очевидно, что первичный маркет тесно связан со вторичным и не способен существовать без него.
Большая часть сделок происходит именно на вторичном маркете активов. Первичная биржа только формирует первоначальный «товар», который затем может находиться в обороте годами. Именно от развития вторичного рынка и уровня на нем спроса-предложения зависит активность и масштабы деятельности первичного.
Ещё одной особенностью первичного маркета ЦБ — прямое участие эмитентов, в то время как на вторичном все сделки осуществляются только между инвесторами. Покупатель акции может перепродать её практически мгновенно, а в ценности отдельных бумаг редко бывают резкие скачки, что делает спекулятивную деятельность особенно привлекательной — именно она и является основой обоих рынков.
Задачи и функции
Основная задача первичного рынка — формирование и регулирование национальной экономики путём привлечения свободных денег от инвесторов для последующего эффективного использования и приумножения этих средств. Именно на первичном рынке ценных бумаг происходит эмиссия и первоначальное размещение всех активов — выгоду от их покупки получает сам бизнес, а не какие-либо третьи лица.
Кроме того, на первичном маркете вычисляется фактическая стоимость и привлекательность акций, что не только приносит в оборот новые финансы, но и распределяет их по разным отраслям. Поскольку инвесторы заинтересованы в наиболее выгодных вложениях, большая часть денег с первичной площадки поступает тем сферам бизнеса и хозяйства, которые максимизируют доход. Это способствует росту экономики по рыночным критериям и поддержке пропорциональности хозяйства.
Таким образом, степень развития первичной площадки напрямую влияет на эффективность и масштабы экономики страны. Рынок выполняет следующие функции:
- привлекает свободные ресурсы от населения в актуальные сферы бизнеса, где первично вложенные деньги смогут принести ощутимую прибыль в будущем;
- активизирует финансовый рынок;
- обеспечивает условия эмиссии, размещения активов, хранения, учёта и распределения между инвесторами;
- поддерживает баланс спрос-предложение на активы;
- вычисляет риски и потенциальную прибыльность инвестиций, а также определяет их реальную стоимость, что помогает инвесторам вложить средства в наилучшие отрасли рынка;
- накапливает первичный капитал и эффективно распределяет его между разными сферами деятельности, что способствует росту экономики;
- частично компенсирует дефицит госбюджета, так как значительную часть первичных эмитентов составляют государственные органы;
- предоставляет награду за риск тем, кто готов вложить свои средства в активы;
- снижает скорость инфляции.
Помимо пользы для общей экономики, деятельность на первичном рынке приносит также выгоду эмитентам и вкладчикам. Первые стараются разместить пакет акций по максимально возможной цене и оптимизировать проценты и другие условия так, чтобы их покупка осталась привлекательной для инвесторов. Если им удаётся создать такое предложение, компания получает дополнительное финансирование, необходимое для развития и увеличения прибыли.
Инвесторы чаще всего покупают ЦБ на первичном маркете с целью приумножения вложений и максимизации дохода. Это может достигаться при помощи перепродажи акций на вторичном рынке и получения дохода в виде разницы в цене либо получения дивидендов непосредственно от компании. Реже инвесторы приобретают акции с целью укрепления своего влияния на АО и получения дополнительных привилегий в её контроле. Обычно их деятельность на рынке рассчитана на получение значительной выгоды в долгосрочной перспективе.
Элементы и участники
Каждый из участников первичной площадки выступает либо «продавцом», выпускающим новые бумаги, либо их покупателем. «Продавцы» — это чаще всего крупные корпорации и фирмы, так как малый бизнес почти никогда не может позволить себе выпускать акции. На первичном маркете покупателем ЦБ может быть кто угодно, в том числе — частное лицо. Чаще всего участниками рынка выступают:
- Как эмитенты: корпорации, фирмы, производственные компании, а также федеральные и муниципальные органы власти. Особенно актуален выпуск ЦБ при создании новых проектов и предприятий, их реорганизации или объединении.
- Покупатели: частные инвесторы и институциональные. Вторые более распространены в развитых юрисдикциях, представлены такими типами юрлиц, как пенсионные, страховые и банки. Первично, они накапливают сбережения многих индивидуумов, организуя их более эффективное распределение, а также снижая затраты на оформление документов и прочие операции.
Основные участники первичного маркета могут взаимодействовать друг с другом как напрямую, так и через посредников, которыми на рынке, чаще всего, выступают банки. С ними заключается эмиссионное соглашение, которое определяет их права, обязанности и функции в сделке. Банки выкупают полный пакет акций, после чего перепродают их в розницу по несколько большей цене, получая от этого выгоду.
В развитых странах подавляющая часть операций на первичной площадке осуществляются с участием посредников. Они оформляют комиссию и проверку ЦБ, а также берут на себя ответственность за их реализацию. Вне зависимости от обязанностей эмиссионных банков в договорах с ними всегда присутствует «условие покинуть рынок», которая даёт возможность расторгнуть соглашение в случае форс-мажора.
Иногда на рынке для больших первичных выпусков акций несколько эмиссионных банков объединяются в «эмиссионный синдикат». Все его участники несут пропорциональную их доле выгоды ответственность за исполнение совместных обязательств по размещению выпуска. Ответственность может быть частной либо коллективной в зависимости от условий договора.
В Российской Федерации посредничество на первичных площадках развито слабо. Это связано с недостаточным количеством профессиональных и надёжных организаций, способных организовать на рынке размещение и реализацию акций. Средства и масштабы деятельности эмиссионных банков незначительны, а доверие эмитентов к ним недостаточно высоко, потому большинство из них предпочитают сэкономить средства, продав бумаги своими силами.
Методы листинга
Листингом называют совокупность всех операций, необходимых для включения ЦБ в биржевой список и допуска их к покупке, продаже и перепродаже. Его основной задачей является создание благоприятных условий на первичном рынке ЦБ, обеспечение прозрачности и честности сделок и предоставление вкладчикам информации о надёжности и прибыльности ЦБ. На первичном маркете присутствуют несколько типов листинга:
- Прямое приглашение. Фирма обращается к инвесторам рынка напрямую, предлагая купить ЦБ по заранее названной цене. Бюрократический комплекс, проверки и андеррайт-гарантии возлагаются на банк-посредник.
- Предложение к продаже. Подходит к использованию, когда уже состоявшийся акционер рынка делает первичное предложение подписаться на его ЦБ. Фирма может объединиться с финучреждениями и брокерфирмами, которые приобретут целиком всю эмиссию и займутся работой по реализации среди своей клиентской базы.
- Предложение на тендерной основе. Компания предлагает инвесторам выкупить бумаги по минимальной стоимости рынка. Иногда используется для привлечения большого круга клиентов, где каждый вкладчик владеет маленькой долей акций. Цена на бумаги часто идёт с дисконтом, но компания всё равно получает большую прибыль, чем когда позволила бы игрокам спекулировать и зарабатывать на маркете в первый же день.
- Частное размещение. Эмитент предлагает купить свои бумаги приватно — целевому вкладчику. Такой способ дешевле и выгоднее на рынке для компании, даже если акции продаются со скидкой. Экономия получается за счёт отказа от андеррайтинга и посредников.
- Обратное поглощение через обусловленную рынком процедуру эмиссии акций. Метод актуален для ОАО желающего обменять ЦБ на возможность покупать активы частного бизнеса.
- Допуск ЦБ в котировальный лист. Здесь компания не получает на рынке новых финсредств, но ей не нужно и выпускать эмиссии. Хватит того, чтобы акционерный капитал организации имел достаточно средств для получения доступа к листингу на бирже.
Стоит отметить, что законодательство обязывает эмитентов размещать хотя бы 25% своих активов для публичной продажи — это сделано с целью защиты интересов покупателей рынка. Обычно эта «общая» часть бумаг реализуется посредством сотрудничающего банка или брокерской компании, которая распределяет акции среди населения.
Есть ли у вас планы относительно первичного рынка?
Комментарии
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
На данный момент комментариев еще нет
Лучшие статьи в блоге
Инвестиционный проект – многостраничный документ, в состав которого входит описательная и расчётная части.
Онлайн-займы, по отзывам, становятся очень популярными среди населения.
Фондовый рынок России — важный элемент мировой финансовой структуры рынка, где главным объектом сделок выступают ценные эмиссионные бумаги.
Фигура Флаг в трейдинге: что это, Бычий и Медвежий флаг, как торговать и снизить риски Фигура Флаг является ключевым понятием в теханализе финансовых рынков.
Инвестирование — это вложение свободных финресурсов с намерением приобретения стабильной выгоды в перспективе.
Если всего лишь 10 лет назад даже квалифицированному инвестору, трудно было получить доступ к мировым торговым площадкам, кроме внебиржевых, то сейчас все изменилось.
Другие статьи
30.11.2018
Главный редактор
Начинал как трейдер в далеком 2008-м году.