Что значит понятие диверсификация для бизнеса и снижения рисков
В экономике существует такое понятие, как диверсификация. Что значит диверсификация? Слово происходит от латинского diversus и в переводе означает «различный». Чем разнообразнее виды деятельности предприятия, инвестиции, экономические программы, тем меньше вероятность экономического краха. Поэтому сейчас предприятия стараются проводить диверсификацию сферы производства, а инвестиционные портфели участников финансовых рынков становятся всё разнообразнее.
Диверсификация: необходимость разнообразить бизнес
При диверсификации экономической деятельности предполагается получение выгоды из нескольких равноценных центров, расширение спектра действий. В числе причин, вызывающих необходимость использовать диверсификацию можно назвать:
- вероятность максимизации прибыли, в сравнении с использованием привычных способов инвестирования;
- дробление вероятностей рисков между различными направлениями деятельности;
- способ противостоять некачественной рыночной конъюнктуре;
- создание денежного финансового потока за счет средств, которые могут быть выведены с рынка.
Другими факторами, определяющими использование новых инвестиционных стратегий, могут служить цели расширения производства, возможность быстрого реагирования на изменение рыночных настроений, стремление к сокращению расходов.
На практике для предприятий под этим понятием обычно понимается:
- увеличение ассортимента выпуска продукции или предлагаемых услуг;
- вход на новые рынки сбыта;
- внедрение новых продуктов и технологий;
- получение дополнительной доли прибыли.
Для отдельных сфер экономической деятельности диверсификацию можно осуществить при помощи инвестиций в несколько валют или акций на разных рынках. Направляя средства в разноплановые объекты недвижимости, коммерческие или жилые, инвестируя деньги в различные драгоценные металлы, сотрудничая с различными банками.
При вложении всех активов в единственный инструмент получения прибыли возникает риск потери капитала. Распределение средств по нескольким направлениям и сферам деятельности сводит этот риск к минимально возможному.
Что значит диверсификация по типам
Существуют два основных типа диверсификации: несвязанная и связанная. Первый тип характеризуется формированием новых сфер деятельности, не связанных с темой предыдущих направлений. Связанный тип возникает при создании нового направления в бизнесе на основе имеющейся специфики деятельности. Он подразделяется на два направления: горизонтальная и концентрическая диверсификации. При концентрической диверсификации в производство запускаются новые товары, находящиеся на разных ступенях производственной цепочки с уже выпускаемой продукцией.
Производитель может начать осваивать изготовление комплектующих к выпускаемой продукции или двигаться по цепочке дальше, производя товары и услуги для следующей ступени технологического процесса. Это не всегда оказывается выгодным. Часто некоторые комплектующие гораздо экономичнее заказывать сторонним организациям. Поэтому этот метод сейчас применяется всё реже. Смысл горизонтальной диверсификации состоит в выпуске новой продукции, находящейся на той же ступени производственной цепочки, и в запуске новых продуктов, востребованных на рынке.
Что значат виды диверсификации
Термин диверсификация, применим к любому виду бизнеса и производственной деятельности. Зависит от конкретного механизма получения прибыли. Можно выделить следующие виды диверсификации:
- Распределение продукции. Когда предприятие осваивает современные технологические процессы, выпускает новые виды готовой продукции, увеличивает количество услуг. Эти действия направлены на борьбу с конкурирующими фирмами за рынки сбыта.
- Ценовая конкуренция — это действия, направленные на большее привлечение людей с разной покупательной способностью. Стоимость продукции может меняться в зависимости от платёжеспособного спроса. Формируются акции и скидки для малообеспеченных потребителей. При оптовой торговле большими партиями товаров применяется специальное ценообразование. Создаётся ассортимент дорогостоящих товаров для более обеспеченных лиц.
- Распределение бизнеса — это использование ресурсов компании в различных экономических нишах. Компания может вкладывать средства не только в собственное развитие, но и в другие фирмы разной направленности, что помогает минимизировать финансовые риски.
- Диверсификация капитала переставляет собой инвестирование в различные между собой ниши экономики. Это позволяет сохранить основу капитала, так как не предполагает размещения всех имеющихся денежных средств. Можно направлять деньги в различные ЦБ, облигации и другие финансовые инструменты, а также размещать их в разных банках, что предотвратит одновременную потерю всех активов.
- Для экономики в целом диверсификация означает глобальное перераспределение финансовых потоков. Все отрасли государственной экономики должны развиваться равномерно. Это помогает избежать кризисных явлений, укрепляет связи между отраслями и способствует общему росту экономических показателей.
- Инвестиционный портфель можно диверсифицировать, приобретая разные инструменты так, чтобы суммарный риск оказался наименьшим. Кроме ценных бумаг, туда вносятся драгметаллы, недвижимость, предметы искусства.
- Диверсификация рисков означает, что портфель инвестиций составлен методом, обеспечивающим сведение потерь всех вложений к нулю. Деньги распределяются между довольно рискованными, но и более высокодоходными активами и инструментами низкорискованными с меньшей доходностью.
Построен бизнес должен быть так, чтобы в случае снижения рентабельности одного из направлений другие проекты могли расшириться и максимизировать прибыль. Это поможет поддержать бизнес и не стать жертвой банкротства.
В мировой практике набирает обороты метод слияния и поглощения бизнеса. Как способ диверсификации, это возможность сэкономить на рекламе и привлечении нового персонала. Преимущества состоят в получении производственных мощностей, посредников и налаженного рынка сбыта. Это тоже путь ухода от банкротства.
Стратегическое планирование диверсификации
Стратегия диверсификации значит, что маркетологи открывают новые интересные направления деятельности компании, из которых формируется пакет предложений для развития в долгосрочной перспективе и перераспределения вложений в различные ниши и бизнес-области. Для разработки стратегии первым этапом планируется анализ бизнеса. Он позволит вычленить сильные и слабые стороны предприятия, а также его основу — финансовую и технологическую. В результате этих оценок можно определить направление и составить стратегию развития на ближний и отдалённый периоды.
Важно найти ответ на вопросы:
- в чём состоят сильные стороны производства;
- какие имеются свободные мощности;
- какое положение занимает предприятие на рынке.
Рассмотрев все возможности, руководители должны выбрать правильное направление развития предприятия. Следующий шаг состоит в оценке нового бизнеса. Рассматривать необходимо затраты на освоение, препятствия и способы их преодоления и предполагаемую выгоду.
- перспективы развития экономики;
- наличие финансов и технологических ресурсов для открытия нового производства;
- перспективы продаж новой продукции;
- наличие более выгодных путей развития бизнеса.
Если ответы на большинство из этих вопросов будут положительными, то диверсификация должна послужить успешному развитию бизнеса.
Опыт международных компаний, давно освоивших этот процесс, помогает отечественной экономике, предприятиям и бизнесу вовремя среагировать на изменение конъюнктуры рынков, экономические кризисы и внешние санкции. Диверсифицировать — значит, сохранять заработанные активы и приумножать их.
А вы считаете диверсификацию важным инструментом?
Комментарии
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
На данный момент комментариев еще нет
Лучшие статьи в блоге
Инвестиционный проект – многостраничный документ, в состав которого входит описательная и расчётная части.
Онлайн-займы, по отзывам, становятся очень популярными среди населения.
Фондовый рынок России — важный элемент мировой финансовой структуры рынка, где главным объектом сделок выступают ценные эмиссионные бумаги.
Фигура Флаг в трейдинге: что это, Бычий и Медвежий флаг, как торговать и снизить риски Фигура Флаг является ключевым понятием в теханализе финансовых рынков.
Инвестирование — это вложение свободных финресурсов с намерением приобретения стабильной выгоды в перспективе.
Если всего лишь 10 лет назад даже квалифицированному инвестору, трудно было получить доступ к мировым торговым площадкам, кроме внебиржевых, то сейчас все изменилось.
Другие статьи
10.11.2018
Главный редактор
Начинал как трейдер в далеком 2008-м году.